Путинская Россия в тупике! России нужны перемены!

О методике самообразования (как стать образованным человеком)

О методике самообразования (как стать образованным человеком) Автор этого замечательного (столь актуального в наше «клиповое» время) материала Иосиф Сергеевич Завалишин (1912–1982) — инженер-гидротехник, главный специалист института Гидропроект им. В.Я.Жука, принимавший участие, пожалуй, во всех крупнейших послевоенных стройках-мегапроектах ГЭС. Ветеран Великой Отечественной войны, с боевым путем Москва — Сталинград — Харьков — Киев — Бухарест — Будапешт — Прага — Берлин.

Иосиф Сергеевич, потомок народовольца Федора Ивановича Завалишина — ярчайший пример подлинного советского русского интеллигента, высообразованного профессионала-практика, но и идеалиста, просветителя, удивительно гуманитарно цельного человека, с глубинно неравнодушным гражданским отношением к Отечеству. Возвышенного и в общественной, и в производственной и семейной жизни.

Говоря о Иосифе Сергеевиче, невозможно не упомянуть его верную спутницу, единомышленницу и соратника — Элеонору Самсоновну Кузнецову, доцента кафедры педагогики МГПИ имени В.И.Ленина, лектора общества «Знание», автора многих научных работ по теории воспитания, вдохновителя и организатора Всесоюзного движения студенческих педагогических отрядов, страстную последовательницу и пропагандиста педагогических идей А.С.Макаренко, руководителя Макаренковской секции Педагогического общества РСФСР. По ее инициативе создан музей А.С.Макаренко.

В квартире Завалишиных под началом Элеоноры Самсоновны Кузнецовой функционировал уникальный в своем роде педагогический семинар (знаменитые «Макаренковские среды»), в котором Иосиф Сергеевич был постоянным участником и генератором идей. За десятилетия (!) еженедельной работы семинар стал подлинным очагом живого педагогического поиска, важнейшим явлением отечественной культуры.

Таков круг жизни, души высоких порывов семьи Иосифа Сергеевича Завалишина, очерчивающий его духовный облик и стремления. По завещанию Иосифа Сергеевича родные и соратники издали его труды:

И.С.Завалишин. Жизнь. Идеи. Проекты. Том 1. Размышления на гуманитарные темы. С. 48–73. Издание 2-е дополненное в 2-х томах. Том 2. Города будущего. Лекции. Из близкого окружения. Составление, редакция, комментарии Беляков Е.А., Завьялова Н.И., М., 2017.

Приводим актуальную работу из этого сборника, а также, с любезного разрешения авторов-составителей, выкладываем всю книгу для скачивания и прочтения.

Фото: военное фото И.С.Завалишина.


ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Существовало прежде мнение, да оно и сейчас живо, что достаточно построить десятки тысяч школ, тысячи вузов, и задача образования народа будет решена. Оказывается, это совсем не так. Вопрос гораздо более многогранен.

В классовых условиях, когда образование получали только высшие слои, так называемое «общество» было весьма малочисленным. Роль культурных центров выполняли усадьбы, а в начале XIX в. всё образованное общество помещалось в Дворянском собрании (Колонном зале в Москве).

Обеспечивались личные контакты, обмен мнениями, налаживались интеллектуальные связи. Что-то подобное было и в тогдашнем Петербурге. На рубеже XIX—XX вв. роль культурных центров исполняли усадьбы меценатов, деятелей искусства (Абрамцево, Поленово, Талашкино, дача Волошина в Коктебеле). Какой же зал нужен для современного советского общества?! Ведь если технически и возможно создать зал, скажем, на миллион человек, то получится ли в таком гигантском зале психологически доступное и такое необходимое человеку общение?

Как же быть? Давайте подумаем. Ведь именно общество, в конечном счете, воспитывает и образовывает. Великие люди, да и не только великие, но и самые обыкновенные, получают окончательное образование (а оно неизмеримо больше, чем то, что получают в школах и университетах) именно в обществе. Пушкин получил своё истинное образование не только в лицее, но в обществе, в свете. Мы подчас слишком буквально и однозначно воспринимаем такие, например, строки Лермонтова: «Зачем вошёл он в этот свет завистливый и душный…» В определённом смысле А.С.Пушкин действительно пострадал и самым роковым образом, от «света», но не надо забывать о том, что свет — это не только Дантес, но и друзья Пушкина, а без этого общения, без общества Пушкин не был бы Пушкиным. У Гёте есть великие слова: «Ведь, в сущности, все мы коллективные существа, что бы мы о себе не вообразили… Мы должны заимствовать и учиться как у тех, которые жили до нас, так и у тех, которые живут с нами. Даже величайший гений недалеко бы ушёл, если бы захотел производить всё из самого себя. Но этого не понимают очень многие добрые люди и полжизни бродят как во мраке, грезя об оригинальности».

Идеи рождаются всегда в обществе, живут в нём и развиваются, а вовсе не рождаются вместе с людьми, как наивно думали раньше, как думал Метерлинк в прекрасной своей сказке о Синей птице. Глинка верно сказал: «Музыку пишет народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем».

Как-то раз к Блоку пришёл знакомый и спросил: «Ну, что ты сегодня сочинил?», — на что Блок ответил: «Я никогда не сочинял, не сочиняю и сочинять не буду». Где же брал свои замечательные мысли Блок? — В обществе. Следовательно, наряду с образованием, осуществляемым с помощью школ и высших учебных заведений, нужен ряд дополнительных мероприятий. Как же воссоздать эффект образования обществом, если людей, получивших образование, стало так много и общество стало столь громоздким? Об этом мы и будем говорить в теме, освещающей проблему №3 — образование взрослых. Забегая вперед, скажем, — эта проблема вполне разрешима. Надо только умело использовать мощь современной техники и преимущества нашего советского общества. Западу этот вопрос не по плечу. Эта проблема имеет небольшую подтему: о методике самообразования и самовоспитания.


О МЕТОДИКЕ САМООБРАЗОВАНИЯ (КАК СТАТЬ ОБРАЗОВАННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ)

Часто приходится слышать, что некоторые люди имеют выдающиеся способности, феноменальную память, способность быстро схватывать и, в силу этого, много знают в разных областях науки, культуры, жизни. Конечно, способности имеют большое значение, но далеко не только в них дело. Можно быть очень способным и талантливым, можно учиться в школе, институте, университете, аспирантуре, но оставаться малообразованным человеком. Можно, опираясь на хорошую память, очень много заучить и запомнить, но все же не подойти под название культурного, эрудированного, высокообразованного человека. «Многознайство не прибавляет ума». (Гераклит)

В чём же дело? Не парадоксальны ли высказанные положения? Постараемся ответить на вопросы, вытекающие из названия статьи.


I. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ВОЗНИКАЮЩИХ СЛОЖНЫХ И ТРУДНЫХ ВОПРОСОВ

Жизнь многообразна, многообразны люди, многообразны обстоятельства. Нет двух совершенно одинаковых людей, двух одинаковых обстоятельств. Каждый человек, кто бы он ни был, таит в себе что-то индивидуальное, неповторимое. Вырабатывая для себя какие-то принципы, больше всего надо бояться шаблонных решений и готовых рецептов, ибо шаблон не учитывает ни индивидуальных особенностей человека, ни особенностей обстановки. Живя с шаблонными представлениями, человек рано или поздно столкнётся с острыми противоречиями с действительностью, что помешает ему правильно разобраться в окружающих обстоятельствах и неизбежно создаст ложное представление о мире. С ложными представлениями невозможно стать образованным человеком. «Ржа ест железо, лжа — душу». (М.Горький)

Перед человеком всегда или, во всяком случае, очень часто стоят сложные и трудноразрешимые вопросы, и к этому можно отнестись по-разному. Можно отнестись как Раскольников Достоевского и с огромным трудом найти смысл и понять суть совершенной ошибки. Можно поступить, как поступил Бальзак: когда его герой попал в затруднительное материальное положение, то, если верить биографам, Бальзак заперся в комнате, три дня никуда не выходил и с трудом придумал, как помочь своему герою. Можно же поступать как Нехлюдов в «Воскресении» Толстого, в эпизоде, положившем начало трагедии Катюши Масловой. В глубине души Нехлюдов чувствовал, что это нехорошо, плохо, даже очень плохо, что могут быть тяжёлые последствия для самой Катюши, но он не стал думать, а произнёс про себя тривиальную фразу: «Ну что же, ведь все так делают», — и надолго успокоился. Несколько таких умозаключений в сложных жизненных обстоятельствах, какие сделал Нехлюдов, и человек потеряет способность волноваться, отыскивать правильные решения, станет равнодушным, потеряется для науки, для настоящей творческой работы, для понятия «высокообразованный человек».

Каждый вопрос, который выдвигается жизнью, как бы ни был он сложен, как бы долго не решался [1], как бы ни было тяжело его решение, должен быть обязательно и до конца решённым. Решённым тем человеком, перед которым стоит данный вопрос, может быть и не самостоятельно, а с помощью товарищей, но обязательно решённым. Это первое и непременное правило. Когда перед человеком возникают вопросы, он чувствует острую необходимость на них ответить, тогда он рано или поздно найдёт и ответы. В голове и душе такого человека всегда будет порядок. Порядок будет и в делах. Невозможно при современном уровне науки и человеческих знаний что-либо сделать в обстановке беспорядка, неуверенности. Задолго до наших дней это предвосхитил Рене Декарт — его замечательное высказывание «порядок освобождает мысли» абсолютно верно и миллионы раз проверено жизнью. Как же можно быть образованным человеком и иметь неосвобожденную, скованную мысль? Итак: обязательное решение всех жизненно важных вопросов, постижение «физического смысла» (Суворов: «Постижение и бдение превыше всего»). Всегда во всем отыскать смысл, докопаться до истины, понять, что к чему. Всё должно лежать в определенной системе. Порядок в мыслях, чувствах, во всех делах. «Подальше положишь, поближе возьмешь». (Русская поговорка).

II. НЕ ЗАМЫКАТЬСЯ ТОЛЬКО В СВОЕЙ ОБЛАСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИЗУЧАТЬ И ПОСТИГАТЬ ИСКУССТВО

Никогда не замыкаться на одном, не быть только «специалистом по левой ноздре». (Л.Н.Толстой). Узкий специалист и узкий профессионал не может хорошо знать даже своей области. Это прекрасно сформулировал двести лет тому назад Ж.Ж.Руссо: «Когда занимаешься науками, все больше и больше убеждаешься, как различные науки поддерживают и помогают друг другу. Конечно, человеческий мозг не в состоянии освоить все науки. Но, если не иметь некоторого представления о других науках, то и в своей находишься в полном мраке».

С чего начать? — С искусства. Это проще всего и нужнее всего. Искусство необходимо всегда и всем. В разные эпохи первенствуют разные виды искусства. Сейчас наибольшее значение имеют театр и кино, музыка, литература, архитектура и живопись. В искусстве надо жить. Видеть все более или менее интересные постановки и картины. Знать общественное мнение и мнение критики, даже если оно неверно. Иметь собственное мнение, даже если оно странное и непохожее на то, что говорят или пишут, важно чтобы оно не было надуманным и пустым и оригинальным ради оригинальности, а чтобы шло от сердца, волновало тебя и твоих товарищей, с которыми обсуждаешь данный вопрос. Стараться иметь таких бесед как можно больше, не бояться сказать лишнее, рискованное, даже парадоксальное. После бесед с друзьями рискованное окажется надёжным, парадоксы перестанут быть парадоксами, лишнее будет уместным.

Как шахматы невозможно освоить без некоторого знания теории, так и искусство в любой его форме нельзя понять без некоторого, хотя бы небольшого знания теории. Надо обязательно читать книги по искусству — биографии великих деятелей искусства, монографии отдельных художников, видеть и иметь много репродукций, хотя бы в виде открыток. Читать музыковедческие исследования, при слушании музыки максимально напрягать свою фантазию, чтобы понять и увидеть то, что видел композитор, когда писал музыку.

Если отбросить сложные вопросы и очень приблизительно сформулировать, получится так: культурный человек должен хотя бы немного знать искусство. Что такое немного? Это, конечно, не имена известных актеров и несколько стандартных фраз: «меня это не волнует», или: это «очень свежо, сочно и т.д.».


III. НЕ БОЯТЬСЯ ТРУДНОСТЕЙ И ОПАСНОСТЕЙ, А ИДТИ НАВСТРЕЧУ ИМ

Здесь будет ГЭС

Если человек пытливый, ищет, думает, имеет свои взгляды и суждения, достаточно ли этого? — Нет. Герой, описанный Достоевским в «Белых ночах», примерно таков, и Достоевский ясно показывает: это хорошо, но недостаточно. Он мил, вызывает симпатии, его можно любить, но влюбляться не стоит. Влюбляться надо в другого. Какой он — «другой», Достоевский точно не знает и поэтому рисует его схематично, но этот «другой» не похож на героя рассказа «Белые ночи», это бесспорно.

Что же нужно кроме исканий, раздумий и знания искусства? Нужно гармоническое развитие. Если человек живёт только головой — это очень однобоко. Нужны большие физические усилия. Спорт. Туризм. Опасности. Преодоление больших физических трудностей. Преодоление страха. Отвага. Наконец, нужна бесконечная любовь к природе и знание её. Как великолепно это знал Лермонтов! Его герой (Печорин) таинственен, как всё таинственное — непонятен, но любовь к опасности и безграничная любовь к природе героя Лермонтова не вызывают никаких сомнений.

Можно привести множество более новых примеров:

«Дом, в котором разбиваются сердца» Бернарда Шоу, путешествие Тура Хейердала на «Кон-Тики», пешая экспедиция на Северный полюс, подвиг Ганса Хаса, спокойно снимавшего подводной кинокамерой акул, исследование и киносъёмка вулканов и многое другое. В действительной жизни, если только она ярка, интересна и результативна, всегда много риска и опасностей. Нужна большая закалка и умение преодолевать трудности, умение, говоря фигурально, не задумываясь лезть в холодную неспокойную воду. Нет лучше способа развить в себе эти качества, как заниматься спортом, туризмом, жить на природе и хорошо знать её.

Прав тот отец, который учит своего сына искусству купаться в море в штормовую погоду, когда прибой с шумом обрушивается на берег. В этом, конечно, есть известная доля риска — ну и что же, без риска ничего не бывает, зато он на всю жизнь воспитает у своего сына правильный характер. Умелое, спокойное преодоление настоящих опасностей с настоящим риском — что может быть лучше для правильного воспитания!

Есть прекрасные литературные примеры, которые великолепно готовят человека к романтике борьбы, мужества, преодоления чувства страха. Это прежде всего «Мцыри» Лермонтова.

Чудесна также сказка Жорж Санд «Крылья мужества» (о том, как рыбаки ночью забыли мальчишку на каменистом острове, поднялся ветер, и через этот остров начали перекатываться волны). Эти и многие им подобные произведения необходимо знать с детского возраста. Хорошо с десяти-двенадцатилетнего возраста знать наизусть стихи из скандинавского эпоса «Фритьёф»:

«Ни ночлега в домах, ни шатров на судах.

Спи на ратном щите, меч булатный в руке,

А шатром — голубой небосвод.

Как взыграет гроза, подыми паруса,

Пусть гремит, пусть ревёт, трус, кто парус совьёт.

Чем быть трусом, погибни скорей».

Единство идеи, мысли, действия, чувство ответственности, невозможность каких-либо пустых бумажных предложений как нельзя лучше воспитывается при общении с природой, в преодолении трудностей и опасности. Это единство перерастает в единство характера — сочетание глубокой интеллигентности, знаний с отвагой и удалью. Русская литература всегда мечтала о таком герое, но литература его создать не могла, не успела, потому что подобные характеры появились только на гребне волны революции. Достоевский мечтал, чтобы Мышкин и Рогожин были одним лицом, но как это сделать, он не знал — литература не творит жизнь, её творят люди, литература только отражает это творчество, иногда на самых ранних, едва заметных его фазах…

Сформулировать идею, когда она только-только зарождается — это великое дело — найдены сторонники, продолжатели, найдены талантливые люди, которые двинут вперёд, разовьют идею, проверят на практике и претворят её в дело.


IV. ЗНАНИЯ. ПРИОБРЕТЕНИЕ ИХ ИСПОДВОЛЬ

На Киевской ГЭС, 1966 г.

Огромное значение имеют знания. Хотя великий ученый Франции Мишель Монтень и говорил, что «надо иметь не хорошо наполненную, но хорошо устроенную голову», — и это абсолютно верно, — всё же надо иметь большой объём знаний.

Найти хороший способ накопления знаний — значит иметь их в большом количестве. Наверное, не меньше половины времени тратится на пополнение запаса знаний и, если не иметь хорошего способа приобретения знаний, их будет слишком мало. Трудно говорить о цифрах, еще труднее их проверить — но иногда приходится слышать такое распределение: знания, полученные в школе, институте, аспирантуре — десять процентов, собственный опыт — два-четыре процента, остальное делится поровну между литературой и беседами с друзьями, с людьми практической жизни. Какова же методика получения большей части — восьмидесяти шести процентов знаний? Её можно назвать одним словом — исподволь.

Хорошо иметь собственную большую библиотеку. Совершенно не обязательно читать все книги, которые там стоят, важно знать, где стоит книга и о чём она толкует. Возник какой-то вопрос. Вы что-то услышали. Вас что-то заинтересовало. Взяли соответствующую книгу, прочли несколько страниц, а иногда и всю книгу — и ответ книг на волне интереса запомнить просто, быстро и в подавляющем большинстве случаев на всю жизнь.

Вас что-то волнует. Вы не знаете, как и что сделать — спросили у товарища, сделали всё по его рекомендации и то, что вы познали при этом, будете знать хорошо и навсегда. Если ответ на поставленный вопрос не содержится ни в одной из ваших книг, идите в соответствующую библиотеку, раньше загляните в энциклопедию — это ключ к большей части знаний и, конечно, она должна быть у каждого. В энциклопедии есть всегда библиографический указатель — используйте его, ищите нужные книги, читайте их, если это интересно, беседуйте со сведущими людьми. «Вечер беседы с достойным человеком больше, чем десять лет чтения книг», — говорит восточная мудрость. Иначе говоря, живите так, чтобы вас всегда что-то интересовало, ищите исподволь ответа у товарищей и книг — это самый верный способ получить много знаний.

Огромное значение имеют для образования «исподволь» путешествия [2]. Кроме путешествий в прямом смысле — поездка во время отпуска в новые места, в новую страну или по специальному маршруту, поездка в служебную командировку — используйте также и другой, более мощный способ — не сидите слишком долго на одной работе, не сидите слишком долго в одном городе. Не будьте Старожилом Хиникатом (герой рассказа «У нас дома»….). Что такое «не слишком долго» — четыре, пять лет, не больше, на одном месте. Только после многих лет деятельности, если вам удастся плотно оседлать большую проблему, которая будет вам бесконечно интересна и полезна людям, можно затратить и больше времени на одном месте и в одном городе — если, конечно, проблему можно решить, не выезжая из данного города. Приведенные цифры, конечно, не закон — в отдельных случаях могут меняться, но для большинства случаев современной жизни, они, по всей вероятности, близки к оптимальным.

Если слишком долго заниматься одним и тем же вопросом, можно стать очень узким специалистом. Как отмечалось выше, специализация необходима, но слишком узкая специализация противоречит современной жизни, современной технике, современной науке.


V. ИЗУЧЕНИЕ ПОЛИТИКИ. ПОСТОЯННОЕ И ГЛУБОКОЕ ПОНИМАНИЕ ЕЁ

Интерес к политической жизни и знание её. Современная жизнь насыщена политикой. Ни в одну историческую эпоху политика не играла такой роли, так близко не касалась судьбы каждого человека, так сильно не влияла бы на его настроение и самочувствие, как сейчас.

Известна записка Бетховена к своему другу: «… я не смог приехать в четверг, так как были военные действия. Приеду в субботу…» Видно, что военные действия мало волновали великого композитора. Эти времена безвозвратно прошли. Проблемы строительств, отдельных отраслей промышленности, вопросы различных течений в искусстве — всё это политика.

Неожиданность и скачкообразность политики для людей мало сведущих кажется невероятной, невозможной — все непонятное мешает правильно ориентироваться. При современном развитии радио, кино, обилии иллюстрированных журналов, выставок, фестивалей, спортивных соревнований, массового заграничного туризма — каждый человек получает от одних и тех же событий диаметрально противоположную информацию. Если недостаточно хорошо знать политику, в сознании получается полнейшая путаница, неразбериха. Насколько глубоко эта неразбериха влияет на человека, видно из таких разительных примеров, как самоубийство Стефана Цвейга и предполагаемое самоубийство Хемингуэя. Положение осложняется тем, что далеко не всё может быть опубликовано, о многих вещах пишется схематично, условно, не в полную меру. Ничто не требует такого глубокого и всестороннего знания теории, как политика. Диалектика, философия, сочинения классиков — без этого никогда невозможно постичь суть происходящего и ближайшие перспективы. Надо иметь вкус к этим вещам, не смотреть на общественные науки и философию как на нечто чисто академическое, книжное. Многие науки раньше были книжными, оторванными от жизни, сугубо теоретическими.

Атом, электроны, протоны и т.д. — интересно, занятно, непонятно… Кто бы мог подумать, что из этого родится Хиросима… То же было раньше с электричеством. В старых курсах физики изложение электричества начиналось так: «Возьмите янтарь, потрите его — к нему пристанут бумажки». Далее шло изложение электростатики, опытов Гальвани, законов Ома, Кирхгофа, правило левой и правой руки и т.д. Всё это было книжно, теоретично, неинтересно и казалось совершенно оторванным от жизни. Но из этого родились электротехника и электроника, которые пронизывают всю современную жизнь и которые невозможно понять и развивать без понимания всех, казалось бы, на первый взгляд, старинных и нежизненных теорий.

Сказанное о политике можно сформулировать короче: быть сыном своего века и страстным патриотом своей Родины, не чуждаться актуальных проблем и знать их, жить в них, болеть за них, хорошо разбираться. Тогда у вас в руках будет ключ к пониманию жизни и к сердцу подавляющего большинства людей, к их пониманию жизни, и люди, в свою очередь, научат вас многому — тому, что не вычитаешь ни в каких книжках, газетах, журналах.


VI. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УЧАСТИЕ В СОБЫТИЯХ

Предположим, что вы овладели в значительной степени пониманием современной политики, разбираетесь хорошо во многих вопросах, болеете за актуальные проблемы. Достаточно ли этого? — Нет, недостаточно. «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны» — сказал великий грузинский поэт Руставели. «Мнит себя стратегом»… Что-либо «мнить» в сегодняшней жизни недопустимо. Современная жизнь основана на технике. Подавляющее большинство людей — рабочие, техники, инженеры — живут техникой. Один рабочий, работавший на большой сибирской стройке, высказал замечательную мысль: «Современная техника не любит и не прощает ошибок. Ошибёшься раз, а она тебя три раза накажет». Как же можно «мнить»? Надо не «мнить», а быть.

Хоть и на очень небольшом участке, но быть, обязательно быть.

Настоящие характеры выковываются только в гуще актуальных событий. Гораздо вероятнее встретить интересных людей там, где сложно, где опасно, где решается судьба дела. Встретить таких людей, значит многому от них научиться. Быть самому участником событий, значит найти общий язык с интересными людьми и ещё большему научиться. Не только научиться, но и приобрести собственный опыт и улучшить собственный характер, что тоже очень важно.

Можно спросить, почему же Фредерик Шопен, живя почти всю жизнь во Франции, писал такую великолепную музыку? Дело в том, что нельзя отождествлять писателей, поэтов и людей искусства с людьми практической жизни. Кроме того, жизнь общества идет периодами. В какие-то периоды накапливаются знания, опыт, исподволь решаются сложнейшие вопросы — это скрытый, невидимый процесс. Наступает момент наибольшей концентрации формулировок, выводов, мнений, теорий. Писатель, художник или поэт, обладая чуткой душой, слышит и чувствует эти формулировки и выводы и переносит их на холст или на бумагу и воплощает в звуках музыки. А в XIX веке был как бы взрыв — появилась мощнейшая плеяда писателей и поэтов, которая сумела идеи, накопившиеся за полтора-два века, перенести на бумагу и сделать понятным многим то, что ранее было неявным, неизвестным.

Искусство, пожалуй, больше, чем что-либо — плод коллективного творчества. Всё, что пишется на гуманитарные темы, верно лишь в определенных условиях и в определённое время. Жизнь же строится непрерывно и не прекращается. Семидесятые годы нашего века далеки от такого положения, которое было в XIX веке, — происходит пока скрытый процесс исканий, формулировок, новых истин, нового образа жизни и мышления. Скачок наступает позднее. Поэтому сейчас и меньше таких писателей и поэтов, какие были в XIX веке.

Эта статья адресуется не писателям, а практикам, которые хотят быть образованными людьми. Они ждать не могут, пока появятся новые Герцены и Тургеневы, а должны лезть во все щели, быть в самых трудных местах, на работах, связанных с решением самых актуальных проблем, на самых актуальных стройках, участвовать в событиях — не наблюдателем, а непосредственным участником, и ничего не бояться [3]. Если была война 1941—1945 гг., то надо было быть там. Если судьба страны решалась на послевоенных стройках Сибири — нужно тоже было быть там и т.д.


VII. ОСНОВНОЙ МЕТОД ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ — ДОСТИЖЕНИЕ ЕДИНСТВА РАЗУМА И ЧУВСТВА

Современная жизнь выдвигает сложные, трудноразрешимые проблемы как общественного, так и личного порядка. Такие же проблемы часто возникают на работе, в практической деятельности. В начале статьи мы писали, что нельзя оставлять вопросы, которые тебя волнуют нерешёнными, нельзя их откладывать или, что ещё хуже, привыкнуть жить с нерешёнными вопросами и просто делать, что все делают — разумная нить теряется и жить становится неинтересно. Многие вопросы можно решить путём логических рассуждений, однако по мере усложнения жизни, техники и науки, легкорешимых вопросов становится всё меньше.

Как же быть?

Когда-то в далекие времена такой же вопрос стоял перед математиками — арифметические задачи становились все сложнее и сложнее. Решать их логическими рассуждениями стало невозможным. В результате была изобретена алгебра, которая во много раз упростила решение сложных задач и многие арифметические задачи, которые казались неразрешимыми, разрешила. Конечно, нельзя искусство называть алгеброй человеческой мысли, но искусство (музыка, живопись, театр и т.д.), его методы и приемы в огромной степени могут облегчить решение сложных задач и многие неразрешимые задачи — решить. В человеческом сознании действуют как бы две системы — логическая система разума и система чувств, настроений и интуиции. Раньше считалось, что настроения и чувства прямого отношения к серьёзным делам не имеют, или более того, считалось, что это нечто вредное, помеха. «Дай сердцу волю — заведёт в неволю» — эта формула фальшивая. В литературе и искусстве долгое время обсуждалась проблема борьбы со страстями: считалось, что существует какой-то установленный порядок жизни, которым надо руководствоваться, и что человеческие чувства, настроения, страсти мешают, уводят в сторону — это тоже неправда. Даже Гоголь, правда, несколько в ином ракурсе, но всё же говорит об этой проблеме («бывают страсти и страстишки»). Борьба двух начал в человеке — очень старинная проблема, восходящая к античным представлениям об Аполлоне и Дионисе.

В русской литературе XIX века и начала нашего очень много внимания уделяется проблеме разума и чувства. «Разумом я понимаю, что это нехорошо, но чувство подсказывает мне другое…», или: «с точки зрения разума всё как будто бы, хорошо, но угнетает какое-то скрытое чувство, которое я не могу объяснить и определить, в чём дело». «Умом я понимаю, что этот человек хороший, но сердце говорит что-то другое» и т. д. Так в чём же дело? Должна ли быть всё время эта раздвоенность?

Практически подобные вопросы решаются довольно просто. Существуют волевые начала в человеке или волевые люди — принимается «волевое» решение, и всякая раздвоенность исчезает. Против такой методики решения вопроса можно привести два аргумента.

Есть великолепное рассуждение Г.Гейне. Он говорит, что обычно мы уважаем волевых последовательных людей и прощаем им многое. Но, если разобраться как следует, то эти люди часто оказываются «рабами своих отживших мыслей». Другой аргумент сам напрашивается — в современной жизни и, в особенности, в технике достаточно хорошо известно, что «волевые» решения в подавляющем большинстве случаев весьма сомнительны. «Волевой» способ не годится. Многочисленные примеры в литературе и жизни подтверждают эту мысль. Решать поставленный вопрос оторванно от жизни и обстановки невозможно. Очевидно, если в жизни будут значительные противоречия, то не может быть внутренней гармонии.

Почему декабристы шли на грандиозную, сложную и почти безнадёжную борьбу, на колоссальный, почти стопроцентный риск, хотя, казалось бы, лично у них всё было — любимые жёны, — чудесные семьи, обеспеченная жизнь…

Но представим себе, что в общественной жизни произошли большие изменения, многие противоречия, которые мучали людей века — устранены и люди, конечно, не решили всех задач, но почувствовали, что стоят на правильной дороге, — что тогда? Придёт ли сама по себе гармония чувств и мысли? По-видимому, нет. Есть ли такая методика, которая бы обеспечила эту гармонию? Прежде всего, надо обратиться к искусству. Искусство — область человеческой деятельности, в которой никакие волевые решения невозможны. Если бы в искусстве завёлся волюнтаризм, оно перестало бы быть искусством. Но искусство ставит, наводит на решения и часто решает огромные по значимости вопросы, делает это просто, быстро, хорошо и достоверно. Современное искусство — это школа жизни. Горький, Достоевский, Бетховен, Бальзак, Толстой, Суриков… Есть ли хоть один вопрос жизни, который бы не был ими правильно поставлен, хорошо, всесторонне освещён и во многих случаях решён? Иногда даётся только намётка решения, но это тоже исключительно важно…

Дело в том, что человек задолго до того, как научился мыслить, умел чувствовать, имел настроения, эмоции и т.д. Разум и мышление появились значительно позже и в силу этого во многом менее совершенны. Интуитивно вы решите какой-либо вопрос за полторы-две секунды. Для того же, чтобы этот вопрос решить методом логического мышления, потребуется, может быть, несколько часов, а, может быть, и месяцев. Решение в последнем случае будет точным, правильным, в огромном количестве случаев абсолютно верным, но очень медленным........................................

Окончание  по ссылке на первоисточник: http://rusrand.ru/ideas/o-metodike-samoobrazovaniya-kak-stat-obrazovannym-chelovekom

Сайт президентской кампании С. С. Сулакшина Регистрация Инициативной группы по выдвижению Степана Степановича Сулакшина в Президенты РФ
Об организации

17 июня 2017 г. в Москве состоялся Учредительный Съезд сторонников Партии нового типа, ее участников и уже действующих строителей.Главная цель Партии нового типа для России — превратить Россию в нравственное, справедливое, трудовое, народное, русское российское цивилизационно идентичное государство! Превратить Россию вновь в государство, способное стать духовным и политическим лидером мира,…

Категории
Мы в соцсетях